+17 +16.4
По вопросам размещения рекламы и информации звоните +7 (978) 824-93-03

Новогодняя открытка!

Добавлено 2 января 2017 в 09:10
  • КатегорияИстория
  • Уникальных просмотров614
Когда не было электронной почты или каждый год в конце декабря

А началось это давно. Тогда только-только начала работать почта. Почти в том виде, в каком она работает и сейчас. До этого, как все знают, была голубиная, ястребиная почта, гонцы, потом ямщики, дилижансы.

Первые поздравительные открытки

По некоторым данным, первую именно Рождественскую открытку, так как Рождество раньше праздновали 25 декабря, а потом уже 1 января – Новый год, создал в 1840 году английский художник Джон Кальнотт Хорсли по заказу государственного чина Сэра Генри Коула. В 1843 году с оригинала напечатали тысячу открыток, из которых сохранилось всего двенадцать. Часть тиража Коул разослал по почте своим многочисленным знакомым (в открытом виде), а другую распродал по шиллингу всем желающим. Одна из этих открыток в конце ноября 2001 года была продана на аукционных торгах в графстве Уилтшир в Великобритании за 22 тысячи фунтов стерлингов и вызвала ажиотаж у западных коллекционеров. Рисунок открытки дополнен надписью «Веселого рождества и счастливого Нового года!»

В России первые поздравительные открытки к Рождеству были изданы Общиной святой Евгении.

На протяжении первых 20 лет в открытке преобладала русская тема и русский стиль, зародившийся на рубеже 19-20 веков. Над поздравительной  открыткой работали многие художники: И.Я. Билибин, Л.С. Бакст, Н.Н. Каразин, Б.В. Зворыкин, Е.М. Бём и другие.

Сюжеты рождественских открыток чрезвычайно многообразны: прославление Христа, колядки, гадания, семейные сценки у праздничной елки. Самый излюбленный персонаж – Дед Мороз – добрый волшебник в нарядной шубе с мешком игрушек.

Круглое брюшко и курительная трубка

Бытует мнение, что русский Дед Мороз и западный Санта-Клаус – это разные варианты одного и того же персонажа. На самом деле они не имеют друг к другу никакого отношения. Дед Мороз – фигура целиком фольклорно-мифологическая, Санта-Клаус же ведет свое происхождение от конкретного исторического лица – Николая Мирликийского. Он жил в III-IV веках и был епископом в городе Мирли в Малой Азии (ныне турецкий город Дерме). Здесь и сейчас стоит древняя церковь с саркофагом, где по преданию были мощи святого Николая. Турки назвали этот памятник «баба Ноэль Килизе», что означает «Церковь Деда Мороза». Епископ помогал бедным, оказывал покровительство морякам и детям. За свои добрые дела он был причислен к святым и стал именоваться Святым Николаем Мирликийским, покровителем моряков и детей.

Традиция делать детям подарки в день Святого Николая (6 декабря) (19 декабря по новому стилю) существовала еще в Европе с 14 века. В этот день от имени Святого дети получали подарки за благонравное поведение в прошедшем году, а озорники наказывались. Причем, согласно легенде, однажды Святой Николай, узнав, что у трех сестер нет приданого, ночью подбросил им через каминную трубу три набитых золотыми монетами кошелька. Кошельки упали в чулки, оставленные у камина для просушки. Так сложился этот способ передачи родителями рождественских подарков своим детям.

Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в XVII – XVIII веках, привезли предания о Святом Николае. Одной из первых церквей в Новом Амстердаме, построенном переселенцами из Голландии (где Св. Николай, Николас почитался особо), была церковь Синтер-Клаас, или как ее тогда называли, Синт-Николас. Позднее, когда в Новом Свете усилилось влияние англичан, и Новый Амстердам стал Нью-Йорком, она получила новое название Санта-Клаус, одно из англо-саксонских имен Св. Николая.

Если в Европе и, в частности, в Голландии, Св. Николай появлялся в полном парадном облачении епископа: в расшитых одеждах, сверкающих золотом и драгоценными камнями, в митре, с посохом и в перчатках, украшенных самоцветами, то по американской традиции Св. Николай начисто лишен святости: жизнерадостный веселый старик с длинной белой бородой, круглым брюшком и курительной трубкой. На нем красивая короткая шуба и красная шапка-колпак.

Полновластный хозяин на земле

Вопрос о происхождении русского Деда Мороза не простой. Исследователи народных обрядов его предшественником считают славянского бога Мороза (Морозко, Дед Трескун, Студенец). Представления эти основаны на ритуале (называемом «Приглашение») кормления Морозко накануне Рождества у восточных славян. Состоял он в произношении специальных магических текстов, которыми призывались на ужин в рождественский сочельник природные стихии – мороз, ветер, тучи, все звери, птицы, души умерших родственников, святые и демоны. Для них на столе оставляли миску с кутьей или киселём. Заклинаниями, многократными повторениями приглашали: «Мороз-Мороз-Мороз Васильевич, иду кутью (кисель) есть, а то будем тебя цепом сечь».

Мороз – персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора. Представляли его маленьким старичком с длинной бородой и суровым нравом. С ноября по март он был полновластным хозяином на земле. И даже Солнце его боялось.

Русская литературная поэзия развивала и обогащала  фольклорный образ Деде Мороза. В 1840 году были опубликованы, например, «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф. Одоевского, в одной из которых уже не злой и жестокий, а добрый Мороз Иванович – седой старик – заботится о природе и людях, одаривает детей.

Дед Мороз и партия

Русский Дед Мороз подвергался на своей родине преследованиям и не единожды.

В 1916 году Святейший Синод запретил рождественскую елку как вражескую немецкую затею, а вместе с нею и Деда Мороза. Пришедшие к власти в 1917 году большевики не трогали елку и Деда Мороза до 1929 года, когда в ходе антирелигиозной пропаганды и елка, и Дед Мороз стали рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капитализма», разлагающий трудящихся.

С 1935 года партия решила возродить празднование Нового года и новогоднюю елку для советской детворы, а к 1939 году впервые за годы советской власти были выпущены поздравительные открытки в честь праздника. Дед Мороз занял достойное место на открытках в период Великой Отечественной войны как военно-патриотический образ. Он вместе с народом борется против фашистских оккупантов. Однообразие новогодних открыток 1950-1960-х годов с зимними пейзажами и революционной символикой – кремлевскими башнями, красными флагами, звездами, серпом и молотом – отрадно нарушают изображения Деда Мороза. Он почти всегда в обществе детворы, участвующей в зимних играх, в новогодних карнавалах. Сохраняет величавость в облике и традиционно в одежде. Таким мы его представляем нашим детям и сейчас.

Коллекционер, филокартист Борис Яремко

Фео.РФ
Подпишись на газету Фео.РФ



Только до 30.05 электронная версия за 50 руб в месяц газета.фео.рф.
Все новости без рекламы + PDF версия раньше чем в продаже.
Задать вопрос главному редактору можно здесь
Добавить новость
Раздел История
Читать еще
Подождите...идет загрузка

Сегодня читают:

Стоматология +

Лечение, реставрация зубов, все виды протезирования, удаление, новейшие методы лечения пародонтоза

Помощь